Геннадий Тараненко. Сборник Сочинений
Песня Геннадия Тараненко

Музыкальная композиция «Меня любить учили и любили...» с поэтическим разбором

05.12.2024 г.
Слушать песню

Меня любить учили и любили,
Цветы сажая прямо под окном.
Мои фрегаты молча бороздили
Моря, где был воздвигнут отчий дом.

Жара ползла сквозь сетку, что на окнах.
Гудел, звенел и плавился асфальт.
И у любви на радужных волокнах
Крепчал внутри моей души базальт.

Чертей в себе я изгонял футболом,
А разум в шахматах искал порой.
И не владея правильным глаголом,
Я вёл беседу вечную с собой.

Углы в квартире были мне Вселенной.
Фантазий мир, бурлящий и живой,
Горел свечою ярко-вдохновенной
И плыл в обнимку радостно со мной.

Теперь мне пятьдесят, и даже боле.
Оставил там я, в детстве, свой удел.
Но, как и прежде, я парю на воле,
Не ведая, где мой сейчас предел.

Стихотворение и песня пронизаны ностальгией и размышлениями о детстве, взрослении и внутреннем мире человека. Лирический герой, который сейчас достиг пятидесяти лет, вспоминает свое детство и юность, когда он был окружен любовью и заботой.

1. Тема любви и заботы

В первых строках сразу проявляется тема любви, которая была для героя основой его существования:

"Меня любить учили и любили,
Цветы сажая прямо под окном."

Эти строки символизируют внимание и заботу. Цветы при этом олицетворяют красоту и хрупкость любви, которая заботы и внимательности.

2. Символика фрегатов и моря

В песне упоминается образы фрегатов, которые "молча бороздили моря". Это указывает на стремление к свободе и приключениям, которые также сопутствуют детству. Использование слова "молча" придает образу несколько меланхоличный оттенок, намекая на то, что, несмотря на желание исследовать, мир может быть тихим и не всегда полон внешних изменений.

3. Природа и время

Описание жары и асфальта создает образ летнего времени, когда "жара ползла сквозь сетку". Это символизирует не только природу, но и физиологическое состояние героя, его внутренний мир в этот период жизни. Здесь речь идет о взрослении, когда реальность начинает "плавиться", теряя четкие границы.

4. Внутренний конфликт

Следующий текст песни описывает внутреннюю борьбу героя:

"Чертей в себе я изгонял футболом,
А разум в шахматах искал порой."

Появляется образ игр, который символизирует различные стратегии, конфликты и попытки укрощать свои внутренние демоны. Футбол больше ассоциирован с активностью и командным духом, в то время как шахматы символизируют глубокое обдумывание и стратегическое мышление, подчеркивая контраст между действиями и размышлениями.

5. Поиск себя

Герой говорит о беседе с собой:

"И не владея правильным глаголом,
Я вёл беседу вечную с собой."

Это указывает на поиск своего места в мире: герой обращается к собственным мыслям и внутреннему голосу, что подчеркивает глубину его самоанализа. Использование "правильного глагола" говорит о недостатке уверенности или неуверенности в общении.

6. Вселенная и внутренний мир

Герой находил утешение и вдохновение в своем внутреннем мире, который стал для него отдельной "Вселенной":

"Углы в квартире были мне Вселенной.
Фантазий мир, бурлящий и живой,"

Это подчеркивает свободу воображения и способность создавать собственные миры. Вселенная внутри него полна энергии и идей, что приводит к "ярко-вдохновенной" свечи, символизирующей свет и надежду.

7. Ностальгия и мудрость

В последних строках мы видим, как герой принимает свой возраст и изменения:

"Теперь мне пятьдесят, и даже боле.
Оставил там я, в детстве, свой удел."

Это выражает ностальгию по ушедшему времени, однако, несмотря на это, он продолжает "парить на воле", подчеркивая, что внутренний мир все еще является источником свободы и силы. Он не знает своих пределов, что также говорит о поиске будущего и надежде, несмотря на возраст.

Заключение

Стихотворение создает многоуровневый образ внутреннего мира человека, который стал мудрее с возрастом, но по-прежнему сохраняет детскую искренность и стремление к свободе. Эти темы о любви, внутреннем конфликте, поиске себя и ностальгии делают его актуальным и глубоким, отражая универсальный опыт человеческого существования.

Музыкальная композиция «Меня любить учили и любили...» с поэтическим разбором. Песня Геннадий Тараненко