Меня любить учили и любили,
Цветы сажая прямо под окном.
Мои фрегаты молча бороздили
Моря, где был воздвигнут отчий дом.
Жара ползла сквозь сетку, что на окнах.
Гудел, звенел и плавился асфальт.
И у любви на радужных волокнах
Крепчал внутри моей души базальт.
Чертей в себе я изгонял футболом,
А разум в шахматах искал порой.
И не владея правильным глаголом,
Я вёл беседу вечную с собой.
Углы в квартире были мне Вселенной.
Фантазий мир, бурлящий и живой,
Горел свечою ярко-вдохновенной
И плыл в обнимку радостно со мной.
Теперь мне пятьдесят, и даже боле.
Оставил там я, в детстве, свой удел.
Но, как и прежде, я парю на воле,
Не ведая, где мой сейчас предел.
Стихотворение и песня пронизаны ностальгией и размышлениями о детстве, взрослении и внутреннем мире человека. Лирический герой, который сейчас достиг пятидесяти лет, вспоминает свое детство и юность, когда он был окружен любовью и заботой.
1. Тема любви и заботы
В первых строках сразу проявляется тема любви, которая была для героя основой его существования:
"Меня любить учили и любили,
Цветы сажая прямо под окном."
Эти строки символизируют внимание и заботу. Цветы при этом олицетворяют красоту и хрупкость любви, которая заботы и внимательности.
2. Символика фрегатов и моря
В песне упоминается образы фрегатов, которые "молча бороздили моря". Это указывает на стремление к свободе и приключениям, которые также сопутствуют детству. Использование слова "молча" придает образу несколько меланхоличный оттенок, намекая на то, что, несмотря на желание исследовать, мир может быть тихим и не всегда полон внешних изменений.
3. Природа и время
Описание жары и асфальта создает образ летнего времени, когда "жара ползла сквозь сетку". Это символизирует не только природу, но и физиологическое состояние героя, его внутренний мир в этот период жизни. Здесь речь идет о взрослении, когда реальность начинает "плавиться", теряя четкие границы.
4. Внутренний конфликт
Следующий текст песни описывает внутреннюю борьбу героя:
"Чертей в себе я изгонял футболом,
А разум в шахматах искал порой."
Появляется образ игр, который символизирует различные стратегии, конфликты и попытки укрощать свои внутренние демоны. Футбол больше ассоциирован с активностью и командным духом, в то время как шахматы символизируют глубокое обдумывание и стратегическое мышление, подчеркивая контраст между действиями и размышлениями.
5. Поиск себя
Герой говорит о беседе с собой:
"И не владея правильным глаголом,
Я вёл беседу вечную с собой."
Это указывает на поиск своего места в мире: герой обращается к собственным мыслям и внутреннему голосу, что подчеркивает глубину его самоанализа. Использование "правильного глагола" говорит о недостатке уверенности или неуверенности в общении.
6. Вселенная и внутренний мир
Герой находил утешение и вдохновение в своем внутреннем мире, который стал для него отдельной "Вселенной":
"Углы в квартире были мне Вселенной.
Фантазий мир, бурлящий и живой,"
Это подчеркивает свободу воображения и способность создавать собственные миры. Вселенная внутри него полна энергии и идей, что приводит к "ярко-вдохновенной" свечи, символизирующей свет и надежду.
7. Ностальгия и мудрость
В последних строках мы видим, как герой принимает свой возраст и изменения:
"Теперь мне пятьдесят, и даже боле.
Оставил там я, в детстве, свой удел."
Это выражает ностальгию по ушедшему времени, однако, несмотря на это, он продолжает "парить на воле", подчеркивая, что внутренний мир все еще является источником свободы и силы. Он не знает своих пределов, что также говорит о поиске будущего и надежде, несмотря на возраст.
Заключение
Стихотворение создает многоуровневый образ внутреннего мира человека, который стал мудрее с возрастом, но по-прежнему сохраняет детскую искренность и стремление к свободе. Эти темы о любви, внутреннем конфликте, поиске себя и ностальгии делают его актуальным и глубоким, отражая универсальный опыт человеческого существования.