Геннадий Тараненко. Сборник Сочинений
Статья Геннадия Тараненко

Что такое метафорическое кино?

04.06.2025 г.

Что такое метафорическое кино, что это за зверь, с чем его едят? Я думал и всё еще думаю над этим вопросом. Размышлять можно долго, возможно, и до конца жизни. Но, прежде чем уйти в другую реальность, хотелось бы поделиться в этой своими соображениями на этот счет.

Путь к определению всегда начинается с основ. Давайте оттолкнемся от того, что нам уже известно. Кинокартина — это произведение, где движущиеся изображения и звук сплетаются в единый сюжет. Это та отправная точка, та видимая реальность, которую режиссер предлагает нам на экране. Но ведь на этом магия не заканчивается, а только начинается.

Каждый из нас смотрит на мир через уникальные «фильтры восприятия», сотканные из личного опыта, чувств и мыслей. Поэтому информация, которую мы получаем от фильма, — это лишь сырье. Проникая внутрь, она обрабатывается нашим сознанием и душой, преобразуясь в нечто совершенно новое: в оценку, в состояние, в глубокое переосмысление. Получается, что информация на «входе» (то, что на экране) и на «выходе» (то, что в сердце и разуме зрителя) никогда не совпадают. Этот процесс преобразования, этот алхимический акт превращения внешнего во внутреннее, я называю ключевым понятием — Интерпретация.

Теперь сделаем следующий шаг и обратимся к самому инструменту — метафоре. Аристотель, подаривший нам этот термин, говорил о ее способности объединять несвязанные вещи, чтобы создать нечто новое. В основе метафоры всегда лежит «общий признак» — невидимая нить, которая связывает два, на первый взгляд, разных мира. Именно эти общие признаки служат строительным материалом для моста между реальностью фильма и реальностью зрителя.

И вот здесь мы подходим к самому главному. Соединяя интерпретацию зрителя с метафорическим языком режиссера, мы получаем не просто историю, а нечто большее. Мы получаем врата в «новую реальность». Это не та реальность, что показана на экране, а та, что рождается внутри самого зрителя. Она уникальна, неповторима и зависит только от его способности чувствовать, видеть скрытые связи и достраивать мир по тем намекам и символам, что оставил автор.

Сложив эти элементы воедино, мы наконец готовы дать ответ на главный вопрос.

Метафорическое кино — это особое произведение киноискусства, которое создает новую индивидуальную реальность для каждого конкретного зрителя в зависимости от его особенностей.

Ах да, дорогой читатель! Я уже слышу твой закономерный вопрос: «Но Геннадий, разве не любое кино, не любая книга, в конце концов, не сама жизнь наша – не метафоричны? Ведь мы же постоянно что-то интерпретируем, примеряем на себя, ищем скрытые смыслы!» И знаешь что? Ты будешь абсолютно прав. Тысячекратно прав! В этом и заключается великая тайна и магия восприятия – мир преломляется сквозь призму нашего уникального опыта, наших фильтров, нашей душевной погоды. Жизнь – это непрерывный поток метафор, которые мы неосознанно считываем и создаем.

Так в чем же тогда изюминка? В чем особенность именно МетаКино (да-да, я так его называю, для краткости и... для важности)? А особенность – в интенсивности. В намеренной концентрации. Это как разница между легким бризом, который лишь шевелит листву, и ураганом, что выворачивает деревья с корнем и меняет ландшафт души. В обычном кино метафора может быть тенью, намеком, фоном. В МетаКино она – главный герой, конструктор реальности, проводник в бездну смыслов.

Некоторые параметры нашей системы восприятия – наши внутренние «индикаторы» – здесь начинают просто зашкаливать. Не просто тикают, а бьются о стекло шкалы, трещат, искрят! Возникает эффект сверхпроводимости смысла. Картина перестает быть просто историей на экране; она становится активным катализатором, зеркальным лабиринтом, вибрационным камертоном, который резонирует с самыми глубинными пластами нашего «Я». Вот этот-то эффект зашкаливающих индикаторов – дрожь по коже, внезапное озарение, чувство, что тебя «прошибли насквозь», долгое, мучительное и сладостное переосмысление уже после титров – и есть отличительная черта, та самая «метка» истинного МетаКино. Тарковский, Линч, Ангелопулос, Параджанов – их работы часто заставляют наши внутренние приборы сходить с ума именно так.

Поэтому, мой пытливый спутник, я и приглашаю тебя в этот путь. Не просто прочесть книгу, а пройти путь рассуждений и созидания основ МетаКино – так, как оно сложилось в моей голове, в моем сердце, через призму моего опыта. Это не догма, не окончательная истина (разве такая вообще бывает в искусстве?), а приглашение к диалогу, к совместному исследованию этих загадочных территорий.

Я верю, эти размышления будут полезны не только кинематографистам – режиссерам, сценаристам, операторам, художникам (всем «создателям в широком смысле»), но и самому вдумчивому потребителю искусства, который не просто «смотрит кино», а вступает с ним в отношения. Да что там киноискусства! Эта книга – для всех, кто сомневается в очевидном, кто не устает искать смыслы в кажущемся хаосе, кто приходит к пониманию, обжигаясь его сложностью, и кто, обретя это понимание, снова начинает сомневаться... Ибо в этом вечном движении между вопросом и ответом, сомнением и озарением, и пульсирует самая живая кровь нашего познания мира и себя.

Так что – в добрый путь, дорогой читатель! Запасись терпением, смелостью смотреть вглубь и... здоровой долей скепсиса. Впереди нас ждут удивительные открытия в мире видимого и невидимого, где кадр – лишь начало, а смысл – бесконечная глубина...

Книга Геннадия Тараненко «Мое метафорическое кино» скоро в продаже, следите за новостями на сайте https://gennadiitaranenko.ru и в социальных сетях. Ну, и конечно, ждем первого фильма…

Что такое метафорическое кино?. Статья Геннадий Тараненко