Геннадий Тараненко. Сборник Сочинений
Статья Геннадия Тараненко

Философия монтажа

30.05.2024 г.

Ещё в 1920-х всем известный режиссёр Эйзенштейн придумал видеомонтаж, основанный на ассоциациях, позволяющий формировать у зрителей определённый образ и вызывать особые эмоции. Например, показана детская коляска, которая катится по наклонной улице, а затем идут кадры, где происходит перестрелка. Конечно, грубо скажу, но вспоминается герой из кинокартины «Бриллиантовая рука». Его играет Андрей Миронов... «Шеф, всё пропало, всё пропало...».

Конечно, методы склейки бывают разные. Например, тот же Сергей Эйзенштейн предложил следующую классификацию методов:

– Метрический – объединение частей на основе точного измерения или продолжительности времени без учета внутреннего содержание момента.

– Ритмический – объединение на основе содержания кадра и ритма музыки.

– Тональный – на основе общей внешней картинки. Ночь – и пусть следующий кадр тоже будет ночной.

– Интеллектуальный – когда кадры следуют за мыслями режиссёра.

Обратимся опять к диссертационным работам. Некоторые скажут – занудство, фу! Что могут интересного рассказать эти «очкарики»!

Конечно, язык данного типа работ сложен, но в них я вижу глубокие размышления авторов, учёных. Идеи, которые парят! Мысли, записанные не для «галочки», не только ради защиты диссертации и получения некоего статуса, не ради грамот и медалей, а для продвижения общества вперёд и зарождения новых смыслов.

И поэтому на сцене возникает Мальцева Ольга Николаевна с её диссертационным трудом «Поэтический театр Юрия Любимова: Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке». В самом названии диссертации, в первом слове «Поэтический», скрыта соль монтажа, за который ратует Ольга Николаевна. Технология соединения несоединимого в поэтических произведениях, склейка частей на основе скрытых ассоциаций позволяет создавать поистине великие сюжеты. Сила метода в том, что зритель втягивается в творческий акт, заставляющий его создавать образ в соответствии со своим опытом, индивидуальностью, с помощью собственных символов. В результате возникает образ, созданный и автором, и зрителем.

Ассоциативный монтаж, также имеющий место в театре (а не только в кинематографе), так или иначе обнаруживается на протяжении всей истории сценического искусства. Автор выстраивает в ряд таких корифеев режиссуры, как Крэг – Мейерхольд – Любимов.

Конечно, речь идёт не о случайных ассоциациях, которые во множестве неизбежно возникают при восприятии любого художественного произведения, а лишь о тех, которые обеспечиваются определенной конструкцией спектакля.

Готовя этот пост, я, конечно, заглядываю внутрь себя. А как мне хочется производить монтаж театрального действия? Что в грядущем будет являться моим почерком в построении спектакля? Как я выстраивал последовательность кадров в своих малочисленных (надеюсь, пока) постановках? И здесь опять на помощь приходит теория с её «крутым», но обозначающим суть названием: «Ассоциативный аттракцион». Именно такой метод монтажа мне ближе всего. Или, другими словами: склейка кусков на основе «ассоциации контраста».

Суть данного метода заключается в стремлении нарушить плавность течения действия, разрушить автоматизм восприятия и «вживание» зрителя в происходящее на сцене. Публика не должна «впадать в транс». У неё нужно вызвать удивление, любопытство, сомнение, недоверие к «само собой разумеющемуся». Внушить зрителям «аналитическое, критическое отношение к изображаемым событиям», чтобы обыденное «получило элементы, бросающиеся в глаза». Только в этом случае станут очевидными законы, причины, следствия. Только тогда у человека разовьётся механизм, который будет воспринимать действительность не как привычную картинку, а как некий фильм, который он оценивает со стороны.

Ну что, пора заканчивать этот пост. Я Вас утомил?

Но я пишу о том, что мне сейчас интересно. Конечно, скажут, мол, Геннадий «прыгает по кочкам», не затрагивая глубины. Но не всё сразу. Построение театра, претендующего на роль уникального, – поверьте, сложная задача. Он – моё отражение, зеркало моей души. И здесь театр я рассматриваю не только в качестве некоего места, где будут проводиться спектакли, а как формирование индивидуальной философии и жизненных принципов, которые будут помогать не только мне, но и, дай Бог, нашим дорогим зрителям и сопереживателям…

И, как всегда, по традиции я прикрепляю к посту видео своего аудиорассказа, в рамках работы Литературного театра фантасмагорий.

Философия монтажа. Статья Геннадий Тараненко

Отзывы

* - обязательное заполнение
Ваше имя: *
Что понравилось:
Что не понравилось:
Комментарии: *