Геннадий Тараненко. Сборник Сочинений
Статья Геннадия Тараненко

Важность использования глагольных фильтров для развития сюжетной линии поэтического произведения

17.12.2024 г.
Слушать подкаст

Поэзия — это не просто строки на бумаге; это искусство, способное передать глубочайшие эмоции и образы с использованием метафор и ассоциаций. В мире поэтического языка глаголы играют решающую роль, связывая в единую смысловую ткань существительные и прилагательные, а тем самым наполняя стихи жизнью и движением. Глаголы помогают не только создавать динамику, но и выражать более тонкие смыслы, что делает их неотъемлемой частью поэтической композиции.

Глагольные фильтры как инструмент творческих поисков

Группировка глаголов по смысловой нагрузке может использоваться в так называемых «глагольных фильтрах». Эти фильтры позволяют поэту не только развивать сюжетные линии, но и по-новому воспринимать ситуации и процессы, описывая их с разных точек зрения. Сравнение с фотофильтрами здесь вполне уместно: как фотокамера, используя разные фильтры, изменяет восприятие одного и того же объекта, так и поэт, применяя различные группы глаголов, может раскрыть многогранность одного и того же образа.

Пример. Объект - камень

Возьмём в качестве примера обычный камень, лежащий на дороге. Это статичный, простой объект может обогатиться различными значениями в зависимости от выбранного глагольного фильтра.

Глагольный фильтр «движение»

Если мы посмотрим на камень через призму движения, то мы оденем его в одежды наблюдателя, который смотрит на мимо проходящих людей, машины и т.д. С такими глаголами, как «мечтать» и «перемещаться», камень может ощутить грусть от своей неподвижности и витать в мечтах, что в далёком будущем у него появится некая цель и он устремиться к ней. Например, можно описать это состояние так:

Лежащий в пыли неподвижно,
Витая нескромно в мечтах,
Он под руку важно с софизмом
Гулял в своих каменных снах.

Глагольный фильтр «трансформация».

Используя фильтр трансформации, мы можем представить, что камень однажды становится чем-то совершенно другим — например, роскошной каретой. В этом случае глаголы «превращаться» и «становиться» создают совершенно иной контекст, отражая идею метаморфозы и изменения.

Например, вот строчки:

Однажды представив каретой:
Богатой, блестящей во мгле,
Он в строчках промчался поэта,
Как каменный принц, налегке.

Глагольный фильтр «состояние».

При использовании глаголов, указывающих на состояние, мы можем выявить внутренний мир камня. Глаголы вроде «быть», «ощущать», «существовать» позволяют создать образ камня как философа, размышляющего о вечности и времени.

Приведем строки:

Себя ощущая воздушным,
Отвергнувшим напрочь уют,
Он верил, что в нём живут души
Бродяг, не нашедших приют.

Глагольный фильтр «восприятия».

Применяя глаголы восприятия, такие как «видеть», «слышать» и «чувствовать», мы попытаемся отразить то, как камень воспринимает окружающий мир, его красоту и гармонию. Такое использование глаголов создает близкий контакт между камнем и человеком, подчеркивая связь между ними.

Вдыхая гармонию мира,
Взирая на бешеный ритм,
Он чувствовал сладость эфира.
Тем был бесконечно счастлив.

Заключение

Глагольные фильтры открывают новые горизонты в поэзии, позволяя исследовать одни и те же объекты и явления с различных сторон. Это делает поэтическое творчество более живым и многогранным, наполняя его глубокими смыслами и эмоциями. Объединяя различные группы глаголов в одном произведении, поэт создает уникальные образы, которые резонируют с читателем, вызывая у него множество ассоциаций и чувств. Таким образом, использование глагольных фильтров является важным инструментом, помогающим поэтам не только развивать сюжетную линию, но и погружать читателя в мир искусства, где каждое слово и каждое действие играют важную роль.

Важность использования глагольных фильтров для развития сюжетной линии поэтического произведения. Статья Геннадий Тараненко