Всем понятна цепочка: литература (роман, повесть или рассказ) – пьеса – постановка. Сегодня у меня возник вопрос: а можно перевернуть процесс наоборот – сначала «Пьеса», затем «Литература»?..
Допустим, у нас есть некий замысел. Мы быстренько прописываем героев с минимальным раскрытием их характера и стремлений. Оперативно «лепим» сюжет, выдумываем диалоги. Всё. Можно репетировать.
И тут герои, выстроившись в ряд, говорят тебе: «Нет, товарищ драматург, так не пойдёт. Мы же никакие, понимаете ли, не бессодержательные люди. Нам подавай историю. Ну, вот Иван Иванович, расскажите, откуда вы родом, кто ваши родители, что любите, за какую команду болеете. А вы, Мария Петровна, у вас же есть внуки, ну, и вправду есть. Ну-ка, расскажите о них».
Чешу затылок. Да, против толпы героев не попрёшь. Они лезу и лезут к тебе в мозг по ночам, за чашкой утреннего кофе и даже во время репетиций. Тук-тук. Ко мне на огонёк заходит Константин Сергеевич, кто не знает – сам Станиславский. Снимает пенсне, протирает неспешно стёклышки ворсистой черной тряпочкой.
– «Геннадий Владимирович, – говорит, – а вы знакомы с такими понятиями как «сквозное действие» или «сверхзадача»? Нет, а напрасно. Как вы можете ставить спектакли без элементарных знаний? Или даже написать элементарный рассказ».
Судорожно открываю книгу «Работа актёра над собой», читаю: «Сквозное действие – это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия».
Понятно, преображаюсь. «Иван Иванович и Мария Петровна, всё, не шумите, сейчас найду для вас и сверхзадачу, и сквозное действие». Лихорадочно стучу по клавиатуре, расширяя и преображая своё будущее произведение…