Если мы ранее рассматривали граф, где вершинами были слова, то с применение системного последовательного подхода вершинами могут являться «клубки» смыслов. Эти «клубки» являются вершинами более высокого порядка.
«Клубки» смыслов представляют собой единицы, которые охватывают определенные темы, эмоции и ассоциации, зависящие от контекста. В отличие от отдельных слов, которые могут иметь временные и конъюнктурные значения, «клубки» способны интегрировать годы культурного опыта и личной памяти.
Каждый клубок смысла может содержать в себе множество ассоциаций и эмоций, которые могут быть связаны друг с другом по различным критериям – тематике, настроению, звуковой акустике. Связи между клубками могут определяться их отношениями и контекстом, в котором они употребляются. С помощью графических моделей можно визуализировать различные варианты, позволяя разработать новые сюжеты и рифмы.
Пример:
- Вершина A: Любовь
- Вершина B: Потеря
- Вершина C: Надежда
Задача поэта при создании нового произведения является обозначение «клубков», а затем их распутывания. В конце нити должны располагаться конкретные фразы, которые и войдут в окончательное стихотворение. Методика позволяет создавать поэтические тексты не только интуитивно, но и на основе логических конструкций.
Процесс распутывания клубков
Существует несколько этапов распутывания клубков смыслов, которые помогут поэту трансформировать абстрактные идеи в конкретные образы и фразы:
Первый этап. Определение начальных вершин На этом этапе поэт выбирает несколько ключевых клубков, которые заинтересовали его. Это могут быть как позитивные, так и негативные темы, которые он желает исследовать.
Второй этап. Придумывания ассоциаций После выбора клубка начинается процесс ассоциации, где поэт генерирует свободные ассоциации к выбранной теме. Например, клубок «любовь» может ассоциироваться с уединением, тоской или надеждой.
Третий этап. Структурирование связи между ассоциациями На данном этапе важно установить связи между ассоциациями и клубками. Можно использовать визуальные графические модели, чтобы понять, как одна мысль переходит в другую. Это поможет в дальнейшем при создании рифмы и ритма.
Четвертый этап. Создание фраз на основе клубков Финальным этапом «распутывания» является формирование фраз, которые потом будут использоваться в стихотворении. Эти фразы могут быть как прямыми, так и метафорическими, что обогатят текст.
Системный подход в создании поэтических произведений
Хотелось подчеркнуть, что системный подход подразумевает, что творение можно рассматривать как множество взаимодействующих систем. Поэтическое произведение рассматривать в контексте целого и взаимодействующих частей – более продуктивно. На уровне систем мы можем выделить, например, следующие компоненты:
- Словообразование: Элементы языка, из которых создаются строки и строфы.
- Темы и мотивы: Основные темы, которые пронизывают стихотворение.
- Структурные единицы: Рифмы, метафоры, ритм.
Для эффективного управления системой можно воспользоваться инструментами теории систем, такими как распределение ролей и атрибутов между компонентами.
Заключение
Таким образом, применение теории графов и теории систем в поэтическом творчестве открывает новые горизонты для создания текстов. Данная методология не только обогащает творческий процесс, но и позволяет формализовать его, создавая пространство для структурированного анализа и инновативных подходов. В конечном счете, это может привести к более глубокому пониманию поэзии как искусства, а также к созданию оригинальных и многослойных произведений, резонирующих с читателями на различных уровнях.